Нравственная
безупречность - в смысле соответствия поведения врача определенным этическим
нормативам - составляет существенную часть медицинской этики. Это ее
деонтологический уровень, или "деонтологическая модель".
Термин
"деонтология" (от греч. deontos - должное) был введен в советскую
медицинскую науку в 40-ых годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Н. Н.
Петров использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область
медицинской практики - врачебную этику, которая в России была "отменена"
в 1917 году за логическую и историческую связь с религиозной культурой. Но от
этой связи никуда не уйти. Истоки представлений о "должном" находятся
в религиозно-нравственном сознании, для которого характерно постоянное
соизмерение, соблюдение себя с "должным" и осуществление оценки
действия не только по результатам, но и по помыслам.
Деонтологическая
модель врачебной этики - это совокупность "должных" правил,
соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером
деонтологической модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в
работе "Вопросы хирургической деонтологии" выделял следующие правила:
"хирургия
для больных, а не больные для хирургии";
"делай и
советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при
наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе
человека";
"для
душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и
несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после";
"идеалом
большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только
всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного";
"информирование
больного", которое должно включать упоминание о риске, о возможности
инфекции, побочных повреждений.
Симптоматично,
что с точки зрения Н. Н. Петрова "информирование" должно включать не
столько "адекватную информацию", сколько внушение "о
незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции"1.
Еще одним
примером деонтологической модели являются правила относительно интимных связей
между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым
вопросам при Американской медицинской ассоциации. Они таковы:
1. Интимные
контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения, аморальны;
2. Интимная
связь с бывшим пациентом может в определенных ситуациях признаваться неэтичной;
3. Вопрос об
интимных отношениях между доктором и пациентом следует включить в программу
обучения всех медицинских работников.
4. Врачи должны
непременно докладывать о нарушении врачебной этики своими коллегами"2.
Характер этих
рекомендаций достаточно жесткий. Очевидно, что их нарушение может повлечь за
собой определенные дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых
объединяет данная Ассоциация.
Принцип
"соблюдения долга" - основной для деонтологической модели.
"Соблюдать долг" - это значит, выполнять определенные требования.
Недолжный поступок - тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу
со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума.
Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской
специальности, принцип "соблюдения долга" не признает оправданий при
уклонении от его выполнения, в том числе аргументы от "приятного и
неприятного", "полезного и бесполезного" и т.п. Идея долга
является определяющим, необходимым и достаточным, основанием действий врача.
Если человек способен действовать по безусловному требованию "долга",
то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен
покинуть данное профессиональное сообщество.
Наборы
"точно сформулированных правил поведения" разработаны практически для
каждой медицинской специальности. Многочисленные советские издания по
медицинской деонтологии периода 60-80-ых годов представляют собой перечень и
характеристику этих правил практически по всем медицинским областям. Примером
тому является книга "Проблемы медицинской деонтологии", изданной в
1977 году, где помещено 90 статей, отражающих деонтологические аспекты различных
клинических дисциплин и узкопрофильных специальностей 3.
Примечания:
1. Петров Н.Н.
Вопросы хирургической деонтологии. Л., 1956, с. 51.
2. Интимная
связь между врачом и больным в медицинской практике. - "УМА", 1992,
N2, с.21.
3. Проблемы
медицинской деонтологии. М., 1977.
Похожие статьи
Добавь в закладки
|