Американским ученым удалось вывести мышей, вес которых почти в два раза превышает вес их собратьев, которых используют в качестве биологической модели ожирения. В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что у мышей-супертяжеловесов полностью отсутствует склонность к развитию диабета.
Сотрудники Юго-западного медицинского центра Техасского университета использовали в своей работе мышей, генетически запрограммированных на переедание. У животных была нарушена выработка гормона лептина, отвечающего за подавление чувства голода.
Из потомства грызунов, страдающих недостатком лептина, исследователи получили подгруппу мышей, склонных к повышенной выработке другого гормона жировой ткани – адипонектина. В нормальных обстоятельствах повышение уровней адипонектина у млекопитающих происходит при недостатке пищи.
Полученные учеными мыши набирали вес почти вдвое быстрее, чем их склонные к перееданию сородичи. В результате к концу эксперимента они весили в среднем по 100 граммов. Нормальная мышь весит около 20 граммов, склонные к перееданию животные с дефицитом лептина способны набирать вес до 60 граммов.
По словам ведущего автора публикации Филиппа Шеррера (Philipp Sherrer), исследователям, возможно, удалось вывести самых жирных мышей за всю историю подобных исследований. В то же время грызуны, весившие в пять раз больше, чем их нормальные сородичи, были совершенно не подвержены риску развития сахарного диабета.
К концу 20-й недели исследования у всех мышей с дефицитом лептина были зафиксированы снижение чувствительности к инсулину и повышенные уровни глюкозы в крови. Однако их значительно более жирные собратья не проявляли этих признаков развития диабета. Изучив особенности жировых отложений в организмах животных, ученые установили, что жир у гигантских мышей скапливался преимущественно в подкожной жировой клетчатке, и практически не образовывал отложений вокруг внутренних органов. Необычная структура жировых отложений, скорее всего, и является главной причиной относительно неплохого состояния здоровья сверхжирных мышей. В частности, известно, что к потере чувствительности к инсулину может привести избыток жировой ткани в печени.
Данные эксперимента могут со временем найти применение в медицине, особенно в США, где избыточным весом и ожирением страдает 66% взрослого населения. Возможно, считает Шеррер, медикам стоит попытаться найти способ повлиять на распределение жира в организме таких больных и научиться повышать долю подкожного жира, снижая долю более опасных для здоровья висцеральных жировых отложений.
Необходимо отметить, что жизнь сверхжирных грызунов все-таки оказалась недолгой. 10 процентов из них погибли вскоре после завершения основного этапа эксперимента. Причиной этих неожиданных смертей стал отказ жизненно-важных органов, не выдержавших огромной массы тела животных, а не хронические заболевания, связанные с ожирением.