Византия переняла и развила основные достижения Римской культуры. Константинополь и другие города имели прекрасные санитарно-технические сооружения: акведуки, водоснабжение, бани (они были и центрами врачевания).
Новое развитие получило больничное дело. Важную роль в становлении христианства сыграл епископ Василий Кесарийский. (IV в.). Он же явился законодателем монастырского больничного и странноприимного строения. Возникновение монастырей относится к IV в., когда в Египте была основана «киновия» - первый общежитийский монастырь. Святой Василий Кесарийский составил первый монастырский Устав - «Киновиальный устав», который сохранил свою силу на протяжении будущих полутора тысячелетий. В этот устав он внес важнейшее положение о создании при монастырях приютов для страждущих, на основании которого возникли монастырские больницы, при них аптеки и аптекарские огороды. Сам Св. Василий построил большую больницу Кесарии и с отдельными строениями для разных групп больных (включая лепрозорий - специальное помещение для прокаженных).
Христианская традиция помощи страждущим уходила в очень далекое прошлое. Этому, в частности, после разрушения Иерусалимского храма римлянами, предшествовало образование среди иудеев множества сект. Среди них особое значение для развития медицины имела секта ессеев или терапевтов. Члены этой аскетической секты, верившие в бессмертие души, помимо земледелия, зарабатывали себе средства заклинаниями, лечением больных, заботливо ухаживая за ними.
Помимо практической деятельности христианство перерабатывало и медицинские идеи. Примером была деятельность Немезия, епископа Эмесского (середина V в.). Он оставил труд «О природе человека», представляющий свод раннехристианской антропологии (человек - творение Бога), включая и медицинские воззрения.
Одним из известнейших врачей Византии был Орибасий (Орибазий)4 из Пергама (325-403). Получивший образование в Александрии, он стал врачом и советником императора Юлиана Отступника. По его просьбе Орибасий составил одну из первых медицинских энциклопедий «Врачебное собрание» (Collecta medicinalia) в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. В нем он обобщил все медицинское и фармацевтическое наследие античности от Гиппократа до Галена и Диоскорида. О многих трудах античных медиков мы знаем лишь из книги Орибасия.
Сокращенные варианты этой книги - «Синопсис» и «Общедоступные лекарства» (Euporista), - стали первыми учебниками и практическими пособиями по медицине и фармации. Они были переведены на латынь и были распространены до эпохи Возрождения.
Труды Орибасия включили медицину и фармацию в свод других подобных трудов энциклопедического характера, которые сделали византийскую цивилизацию эпохой суммаций и обобщений.
Другим известным врачом был Аэций (502-572), который- также написал руководство по медицине - энциклопедию «Четверокнижие», по трудам древних врачей. Александр из Тралла (526-606), брат строителя Храма Св.Софии в Константинополе, написал энциклопедию о лечении внутренних болезней «Об искусстве медицины», которая была переведена на несколько языков и которой пользовались в Европе до эпохи Возрождения. Его книга уже не была простым пересказом трудов предшественников - Александр не во всем соглашался с галенистами и развивал собственные взгляды.
Книга Павла из Эгины (625-690) стала самым известным руководством по хирургии, которое использовали в университетах Европы как учебник до XVII в. .С IX в. византийские врачи использовали знания арабских и персидских медиков: Симеон Сиф (IX в.) написал сочинение о свойствах пиши, а Николай Мирепс (XIII в.) труд по лекарствоведению, который также использовался как учебник в Европе до XVII в.
Энциклопедические труды были характерны и для других разделов знания. Так "Геопоника" Кассиана Басса (VII в.). была сводом сельскохозяйственных рекомендаций, имевших значение и для поддержания аптекарских садов.
На византийскую фармацию сильное влияние оказало развитие алхимии, а также восточные и иудаистские мистические учения. Идейные корни алхимии уходят к текстам подобным «Книге Еноха" (II в. до н.э.) и трудам Климента Александрийского (150-211/216), развивавшего идею трансмутации металлов (возможности превращения неблагородных металлов в серебро и золото). Практическая алхимия поддерживалась металлургией и фармацией - в основном поисками чудодейственных лекарств. Общим средством для получения золота из меди и «панацеи» - средства от всех болезней, скитался «философский камень» или «магистерий».
На медицинские учения стала оказывать сильное влияние астрология.
В эту эпоху сформировалась талмудистская медицина, К религиозным текстам Ветхого Завета был составлен свод разъяснений, толкований и решений раввинов. Он был написан в два приема: в 200-250 гг. (так называемая «Мишна») и 370-390 гг. («Гемара»), Два этих свода составляют так называемый Иерусалимский Талмуд. В 400-450 гг. в него были внесены новые толкования - так сложился ныне действующий Вавилонский Талмуд.
Основная масса медицинских данных, попавших в Талмуд, представляла заимствования из эллинистической медицины. Физиология Талмуда восприняла идею о четырех стихиях греков и, соответственно, о четырех основных жидкостях человеческого тела. Заимствования особенно касаются фармацевтических сведений, которые прямо использовали греческие названия лекарств, трансформируя их в соответствии с собственной речевой традицией. В Талмуде упоминаются в качестве лечебных средств оливковое масло, ароматические масла и растения, лук как средство от глистов, вино с перцем от расстройств желудка. В качестве средства для удаления камней упоминается введение терпентинного масла в полость мочевого пузыря. В Талмуде упоминается ассафетида (Asa foetida) - затвердевший млечный сок корня Ferula Scorodosma Benth-Hook и Ferula nartex Boiss., - использовавшийся при катарах желудка, кишечника и легких, а также при истерии. Например, териак, получивший греческое название owoueXt, в Талмуде назван lenumelin, примочка для глаз KoXXupiov получила название Kilor и т.д. Талмудистская медицина знала также бальнеологию - лечение в термах было заимствовано га римской традиции. Однако медицина и фармация Талмуда носили ограниченный характер и уступали знаниям греков и римлян.
С византийской традицией связано развитие медицины и фармация в христианских государствах Закавказья. Там распространение получили народные травники и лечебники - «Караба-дины». Большую известность получил армянский врач Мхитар Гераци, написавший книгу «Утешение при лихорадках» (XII в.).
Похожие статьи
Добавь в закладки
|