Подтверждение и закрепление профессионального статуса аптекарей было в значительной степени связано с формированием обособленных сословий - врачебного и аптекарского. Введение статутов, регулирующих аптечную деятельность, лишь стимулировало этот процесс. Внутренняя организация этих двух сословий, так же как формы и правила их профессиональной легализации оказались различными. Подготовка врачей, их многоступенчатое образование с постепенным переходом на каждую новую ступень регламентировались университетской традицией, которая к моменту начала выделения аптекарского сословия насчитывала уже по меньшей мере двести лет и опиралась на авторитет сети университетов, к тому времени возникших по всей Западной Европе: к началу XVI в. их насчитывалось уже 75 и они играли существенную роль в жизни всех крупных европейских государств.
Уже в XIII в. университеты получили внушительные привилегии от властей ("Authentica" Фридриха Барбароссы). Укреплению университетов содействовала и борьба римских пап за власть над светскими университетами. Эта борьба привела к созданию в 1231 Г. папой Григорием IX первых цеховых товариществ учителей и профессоров, получивших название «факультетов» (Facilitates, Ordines). Привилегией университетов стало и присуждение академических степеней.
Период формирования факультетской структуры университетов (с XI в. по начало XVI в.) выявил самое важное ев преимущество, обеспечившее историческую и правовую стабильность-универсальность и единый план образования, ведущегося на латинском языке независимо от страны, где был расположен университет. Латинский язык стал международным языком научного общения.
За этот период университеты прочно вошли в жизнь городов Италии, Франции, а с XIV в. стали распространяться в Германии, Австрии и Англии с Шотландией. Разрушение связей университетов с церковью в эпоху Реформации было первым серьёзным испытанием, которое, однако, не разрушило систему университетов. Ни роль университетов, ни их структура, ни основные элементы не подверглись существенным изменениям. Совершенствовались лишь правовые нормы управления университетами и дополнялась их структура - кое-где появились «Академические гимназии».
В XVI в. - начале XVII в. окончательно сформировался так называемый «академический ученый состав» - нормативная структура управления университетами, просуществовавшая почти до середины XX в. и в модифицированной форме сохранившаяся и поныне. Эта структура определяла не только внутренний распорядок, организацию учебной работы университета: по существу это была система, закрепляющая социальные отношения как внутри университетской структуры, так и определяющая её взаимоотношения с другими социальными группами общества эпохи Позднего Средневековья и Возрождения.
Основной структурой университета оставались факультеты (Ordines). Полноправными членами четырех факультетов (богословия, права, философии и медицины) и членами «Академического сената» были ординарные профессора (professores publici ordinarii). Они из своего числа избирали деканов, а все вместе -ректора (rector magnificus). В сенат не входили эктраординарные профессора, а также приват-доценты, имевшие только дозволение (veniam docendi), а не обязанность учить. Университеты часто были в высокой степени независимы, даже имели свои суды.
Эта стабильная, признаваемая обществом и властями структура, сопротивлялась любым попыткам других организаций приобрести близкие права, связанные с повышением специального образования.
Разделение аптекарской и врачебной деятельности поставило аптекарей в особые условия: в университетских курсах преподавания фармацевтических дисциплин предусмотрено не было, а университетские власти неохотно шли на пересмотр принципов преподавания, основанных на изучении «семи свободных искусств» - тривиума и квадривиума. В тривиум были включены грамматика, риторика и диалектика, а в квадривиум - музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Все естественные науки входили в геометрию - она понималась как описание Земли. В этот же пикт, входили у медицинские науки Различные требования к медицинскому и фармацевтическому Образованно и возникшие в связи с этим противоречия между сословиями врачей и аптекарей, 'были первым примером (противоречий между, требованиями широкого и специализированного образования. Была и ещё" одна причина противоречий: преподавание медицины в университетах все более приобретало догматический, словесный характер, что в корне противоречило тем принципам, которые складывались в обучении аптекарскому делу.
Кроме этого чистоту рядов аптекарей, ранее более или менее тесно связанных с врачебным сословием или прямых выходцев из последнего, стали сильно разбавлять аптекари-купцы, нередко они были знатоками аптекарского дела, и аптекари-ремесленники, часто происходившие из среды химиков-практиков.
Результатом было размежевание врачебного и аптекарского сословий. Аптекари стали организовывать профессиональные цехи. Цеховая принадлежность аптекарей была отмечена уже в XIII-XIV вв. Однако нередко аптекари в этих цехах были объединены с представителями других ремесленных объединений: красильщиками, гончарами, золотых дел мастерами и т.п. Иногда образовывались и цеховые объединения аптекарей и врачей. Известны такие смешанные цеховые объединения разных типов в городах Северной Италии: Флоренции, Милане, Такие объединения существовали во Франции, даже в Восточной Европе: в Чехии и Польских землях. Позднее цеховые организации существовали в Англии (с 1617 г.), в Германии, где в Нюрнберге было основано цеховое объединение "Collegium pharmaceulicum" (1632 г.).
Однако с XVI вв. аптекари начинают выходить из таких цехов и создают свои собственные профессиональные организации. Сохранившиеся цеховые переписи содержат ряд подробностей организации аптекарей. Не в последнюю очередь это было связано с попытками получить особый статус в системе образования. Университетский путь для этого был закрыт. Поэтому обучение аптекарскому делу осуществлялось так, как это происходило во всех других ремесленных цехах.
Аптекарь брал себе ученика для обучения практике аптекарской профессии. Отбор учеников в ряде стран был достаточно строг. Во Франции прием ученика закреплялся контрактом. В ученики чаще принимали детей зажиточных и уважаемых родителей, особенно аптекарей и их родственников. Учеников из дворянской среды принимали реже. Для женщин путь в обучение аптекарскому делу был закрыт. К ученикам предъявляли определенные требования: они должны были иметь спокойный характер, быть проворными в труде, добросовестными и иметь безупречное прошлое. В Германии подбор учеников был более или менее случайным. Особое значение придавалось хорошему знанию латинского языка.
Существовали и возрастные требования: стать учеником можно было по достижении 14 лет, верхним пределом было 17-18 лет в Германии, 22 года в Монпелье, 25 лет в Париже. В аптеке мог обучаться один, в крайнем случае - два ученика. Имели место ограничения по религиозным основаниям: во Франции в XVIIв. отклоняли кандидатуры гугенотов, а в Германии нюрнбергский Collegium pharmaceuticum принял акт, ограничивающий права евреев. "!
' Быт аптекарских учеников и процесс обучения много раз был описан в литературе. Практически все время ученика, кроме перерывов для завтрака, обеда, ужина и сна, было занято. В Германии в XVI-XVIII вв. ученик фактически не имел, права покидать аптеку, и лишь по воскресеньям и по праздникам вместе с семьей аптекаря посещал церковь. Само обучение занимало мало времени, фактически аптекарскую науку ученик постигал выполняя всю самую трудную работу по приготовлению лекарств. Oil размельчал растительное сырье - травы, коренья, хору и древесину, - в мельницах или в ступе, готовил декокты и настои и т.д. Он не обладал никакими привилегиями, присвоенными дипломированным аптекарям. В отличие от них он обязан был на работе надевать кожаный фартук. В праздничные дни, когда ему разрешалось надевать парадную одежду, он не имел права пудрить волосы в соответствии с принятой модой. Хотя он столовался вместе с хозяином, он не мог пользоваться серебряной посудой.
После определенного, достаточно длительного (от двух до семи лет) обучения ученик (в Герматш они именовались «гезелями» - это название потом пришло в Россию) проходил стажировку в других аптеках. После этого его допускали к экзамену перед специальной комиссией, состоящей из мастеров аптекарского цеха. При успешной сдаче экзамена он получал звание «Помощник аптекаря». Затем, после прохождения практики со специально оговоренным сроком» он сдавал новый экзамен и получал звание «Мастера» (Magister).
Однако даже этого звания было недостаточно для получения управления аптекой. Здесь в действие вступали ограничения, призванные контролировать аптечную деятельность. Контроль за ней сохраняли университеты в лице профессоров соответствующих медицинских школ. Экзамен для получения лицензии на управление аптекой мастер-аптекарь вынужден был сдавать перед комиссией, состоящий из таких профессоров. Эта ступень контроля за аптекарской деятельностью мотивировалась тем, что высшие знания в области фармации являются таким же «искусством», как знания медицинские. Формулировки предметных знаний в этой области включали латинское слово "ars" - искусство: "lege artis", "ars formulas medicas praescribendi", "ars formulas medicas dispensaiidi".
Экзамен в Париже назначали на весенне-летний период (от Пасхи до Даш Всех Святых, т.е. с марта-апреля по октябрь), чтобы кандидат мог показать знание растеши на практике. Кандидат выполнял также специальную upoGiryio работу по приготовлению конкретных лекарств - простых и составных, от одного до девяти препаратов по назначению комиссии. В ряде случаев, например в Напси в 1624 г., требовалась письменная работа. Письменные работы для получения звания мастера - "Meisterstuck", - требовались также в Германии.
В состав комиссий обычно в университетских городах входили профессор или декан медицинского факультета, тогда как в состав комиссий провинциальных городов входили обычно дипломированный врач, один или два аптекаря и городские чиновники. После успешной сдачи всех экзаменов будущий аптекарь получал диплом и давал торжественную присягу в присутствии местных властей.
Попытки так. или иначе включиться в систему получения «академического» образования, приобщившись таким образом к университетским привилегиям, которые имели характер привилегий сословных и профессиональных, происходили уже в XV-XV1 вв. Сначала они носили характер борьбы за получение «магистерской мантии» (талара - от лат. слова talarium - длиннополая одежда) для аптекарей, завершивших свое образование. Эти требования подкреплялись определенными аргументами. Так ученик помимо изучения всего комплекса аптекарского «искусства» -теории и практики, - должен был безупречно владеть латинским языком.
На уровень образования большое влияние оказывала доступная для ученика литература. Это полностью зависело от хозяина-учителя. Далеко не все аптекари были столь дальновидны, чтобы стремиться дать ученику образование, сопоставимое с университетским. Чаще они ограничивались ознакомлением ученика с одной из книг, заменявших фармакопеи - это был 'Dispen-satorium" Николая Салернитанского или труды Ибн-Сины. Правда в некоторых случаях, по инициативе городских властей издавались предписания с указанием обязательной для освоения литературы - это была и своеобразная форма зашиты прав учеников и забота о качестве подготовки аптекарей. После изобретения книгопечатания (в XVI в.) в аптеках уже предписывалось иметь специальную библиотеку.
Однако университеты не желали делиться с аптекарскими объединениями своими правами. Поэтому основные, в том числе и чисто внешние привилегии устанавливали городские власти или сами цехи. Так в Центральной Европе ученик аптекаря после окончания оговоренного контрактом срока обучения и сдачи магистерского экзамена получал право носить шпагу и трость, а также пудрить волосы или носить парик. С этого времени его нельзя было называть на «ты», а к имени следовало добавлять слово «господин».
Похожие статьи
Добавь в закладки
|